» » Тест опросник родительского отношения оро онлайн

Тест опросник родительского отношения оро онлайн

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) - Настольная книга практического психолога

Тест-опросник родительского отношения (ОРО)

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Тест-опросник родительского отношения (ОРО), разработанный А. Я. Варгой и В. В. Сталиным, представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

СТРУКТУРА ОПРОСНИКА

Опросник состоит из пяти шкал.

Шкала 1. "Принятие — отвержение". Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы можно описать следующим образом: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему, стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. Другой полюс шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, не приспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

Шкала 2. "Кооперация". Социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

Шкала 3. "Симбиоз". Эта шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах поданной шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так: родитель ощущает себя единым целым с ребенком, стремится удовлетворить нее потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться по воле обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

Шкала 4. "Авторитарная гиперсоциализация". Шкала отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается во всем навязать свою волю ребенку, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

Шкала 5. "Маленький неудачник". Шкала отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младше по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

3. Я уважаю своего ребенка.

4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто неприятен мне.

9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.

  1. "Принятие-отвержение". Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы; родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.
  2. "Кооперация" - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, стирается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения и спорных вопросах.
  3. "Симбиоз" - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к сим биотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так - родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.
  4. "Авторитарная гиперсоциализация" - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале и родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.
  5. "Маленький неудачник" - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влиянии. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
  1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
  2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
  3. Я уважаю своего ребенка.
  4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
  5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
  6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.
  7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
  8. Мой ребенок часто неприятен мне.
  9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
  10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
  11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
  12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
  13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
  14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.
  15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.
  16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.
  17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное как "губка".
  18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.
  19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
  20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
  21. Я принимаю участие в своем ребенке.
  22. К моему ребенку "липнет" все дурное.
  23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
  24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
  25. Я жалею своего ребенка.
  26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
  27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.
  28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
  29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
  30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
  31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.
  32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.
  33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.
  34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
  35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.
  36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
  37. Я всегда считаюсь с ребенком.
  38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
  39. Основная причина капризов моего ребенка - эгоизм, упрямство и лень.
  40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.
  41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.
  42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
  43. Я разделяю увлечения своего ребенка.
  44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
  45. Я понимаю огорчения своего ребенка.
  46. Мой ребенок часто раздражает меня.
  47. Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка.
  48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
  49. Я не доверяю своему ребенку.
  50. За строгое воспитание дети благодарят потом.
  51. Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.
  52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
  53. Я разделяю интересы своего ребенка.
  54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
  55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
  56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
  57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
  58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.
  59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
  60. Я не высокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
  61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.
Ключ к тесту
  • Принятие / отвержение ребенка: -3, 5, 6, -8, -10, -12, -14, -15, -16, -18, 20, -23, -24, -26, 27, -29, 37, 38, -39, -40, -42, 43, -44, 45, -46, -47, -49, -51, -52, 53, -55, 56, -60.
  • Кооперация: 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.
  • Симбиоз: 1, 4, 7, 28, 32,41, 58.
  • Контроль: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
  • Отношение к неудачам ребенка: 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.

За каждый ответ типа «Да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «Нет» – 0 баллов. Если перед номером ответа стоит знак “-“, значит за ответ “Нет” на этот вопрос начисляется один балл, а за ответ “Да” – 0 баллов.

Описание шкал

За каждый ответ типа «Да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «Нет» – 0 баллов. Если перед номером ответа стоит знак “-”, значит за ответ “Нет” на этот вопрос начисляется один балл, а за ответ “Да” – 0 баллов.

Описание шкал

Принятие / отвержение ребенка. Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.

Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.

Рис. 4. Показатели в (%) выполнения теста «Творческое мышление» Туник Е. Е. (образная память) у младших школьников с высоким уровнем словесно-логического мышления

Рис. 5. Показатели в (%) выполнения теста «Творческое мышление» Туник Е. Е. (образная память) у младших школьников с низким уровнем словесно-логического мышления

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Процен-тильный ранг

1,57

3,46

5,67

7,88

9,77

Тестовые нормы приводятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам. Эти шкалы опубликованы авторами теста и используются многими другими психологами в их публикациях.

Мы не приводим их здесь из-за плохой психометрики практически всех шкал теста. Например, нам непонятно, как высшие возможные «сырые» баллы (по трем шкалам из пяти!) могут иметь процентиль, не равный 100 (по второй шкале за максимум — девять «сырых» баллов — испытуемый получает в соответствии с данными авторов теста всего 80 процентилей!). С нашей точки зрения, пользователи этой методики должны собрать собственные нормы и провести перестандартизацию теста на своей выборке.

  52.В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

  53.Мне близки интересы моего ребёнка, я их разделяю.

  54.Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то  

обязательно получается не так, как нужно.

  55.Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

  56.Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

  57.Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

  58.Я восхищаюсь своим ребенком.


семью как источник ценностных ориентаций. своюразвитию тенденции личности ребенка воспринимать способствуют
, а также другие
утверждения шкалы «Кооперация» характеризуют такие особенности структуры
детско-родительских отношений, которые «При принятии
решений в семье следует учитывать мнение ребенка»
Как нам
представляется, утверждение Одной из существенных
особенностей «Сотрудничества» как типа детско-родительских отношений является
сплоченность, под которой А.В. Петровский понимает такую характеристику
системы внутригрупповых связей, которая показывает степень совпадения оценок,
установок и позиций группы по отношению к объектам (лицам, задачам, идеям,
событиям), наиболее значимым для группы в целом [6].» отражает адекватность возложения ответственности за неудачи при
осуществлении совместной деятельности членов семьи. Таким образом, вопросы
шкалы «Кооперация» отражают основные характеристики типа детско-родительских
отношений «Сотрудничество». Дети рано узнают о том, что родители могут
ошибаться
Утверждение « 
нормы (к себе как к другому, к другому как к себе) при предъявлении требований
к ребенку.единой нравственнойи
др. выражает его готовность исходить из  «Родители должны не только
требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с
уважением, как к личности», «Я часто признаю, что в своих требованиях и
претензиях ребенок по-своему прав»
», - характеризуют опосредованность межличностных отношений в
семье задачами совместной деятельности ребенка и родителя. Согласие родителя с
утверждениями Я всегда принимаю участие в играх и
делах ребенка
»,
«Я очень интересуюсь жизнью своего ребенкаНаиболее
дискуссионным с теоретической точки зрения является соотнесение типа
детско-родительских отношений «Сотрудничество» и шкалы теста ОРО «Кооперация».
На наш взгляд, утверждения, относящиеся к шкале «Кооперация»: «


родительской позиции и воспитательской неуверенностью у молодых родителей.несформированностью
являются средними, это говорит о «неустойчивом» типе детско-родительских
отношений, который может быть связан с опросникавсем шкалам   Отметим,
что в ряде случаев не удается однозначно выявить тот или иной тип детско-родительских
отношений. Если родитель набирает высокие тестовые баллы по нескольким шкалам,
являющимся диагностическими для разных типов детско-родительских отношений, то
тип отношений является «смешанным». Если баллы по

. Для соотнесения
результатов заполнения родителями Теста ОРО с типом детско-родительских
отношений, использовались выделенные нами критерии.Столина современное
соотношение типов детско-родительских отношений в семьях с детьми-младшими
школьниками. Для диагностики типа семейных взаимоотношений использовался Тест
ОРО А.Я. Варга, В.В. предпринята попытка изучитьНами
была

В
качестве испытуемых выступили родители 102 детей 7-8 лет, учащихся 2-х классов
школы г. Таганрога.

, а по оси ординат –
процент испытуемых, набравших по ним низкие, средние или высокие баллы. опросникаДанные,
полученные по тесту ОРО, представим в виде гистограммы. На оси абсцисс отметим
наименования шкал

Рисунок 1
– Баллы, полученные родителями по шкалам теста ОРО

» родители чаще набирают низкие баллы, что
говорит об отношении к детям в соответствии с их возрастом, уважении к мыслям и
чувствам ребенка.Инфантилизация», что свидетельствует о средней
выраженности этих аспектов родительского отношения к детям. По шкале «ГиперсоциализацияВ целом, родители чаще набирают средние баллы
по таким шкалам, как «Отвержение», «Кооперация», «Симбиоз», « 

являются средними), либо не
совпадающим у отца и матери ребенка, т.е. противоречивым; в 72 случаях удается
определить тот или иной тип детско-родительских отношений, из них:опросника критериями, указанными в таблице 1,
показал, что тип детско-родительских отношений в 30 случаях является либо
смешанным (высокий тестовый балл по нескольким шкалам свидетельствует о наличии
одновременно нескольких типов взаимоотношений), либо неустойчивым (баллы по
всем шкалам с родителями в
соответствии опросникаАнализ
результатов заполнения

а) диктат диагностируется в 16 случаях; 

б) опека диагностируется в 23 случаях; 

в) невмешательство диагностируется в 4
случаях; 

г) сотрудничество диагностируется в 29
случаях. 

Данные
представим в виде диаграммы:

55.
Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

56.
Мой ребенок нравится мне таким, каков он есть.

57.
Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

58.
Нередко я восхищаюсь своим ребенком.

59.
Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

60.
Я не высокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

61.
Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его
родителям.

Наверх