» » Тест социального интеллекта гилфорда пройти онлайн

Тест социального интеллекта гилфорда пройти онлайн

Соц.IQ Гилфорда и Салливена-методичка Алешиной

Михайлова
(Алешина) Е. С.


Методика исследования
социального интеллекта: Адаптация теста
Дж. Гилфорда и М. Салливена: Руководство
по использованию - СПб, ГП "ИМАТОН",
1996 - 56 стр. - ISBN5-7822-0002-2


Лицензия
ЛР № 040759 от 26.
04.
96. Подписано
в печать 20.
08.
96. Формат
60х84/16. Бумага офсетная. Печать офсетная.
Усл. печ.
л. 3, 5.


Тираж 1000 экз. Заказ
№ 3512


ГП "ИМАТОН" -
198005, Санкт-Петербург, Московский пр., 19


Отпечатано в
типографии газеты "На страже Родины"

Госстандарт
России ГП «ИМАТОН»

Михайлова
(Алешина) Е.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА


Адаптация теста


Дж.ГИЛФОРДА и М.
САЛЛИВЕНА


Руководство
по
использованию


Санкт-Петербург


1996


Социальный интеллект
- способность правильно понимать
поведение людей. Эта способность
необ­ходима для эффективного
межличностного взаимодействия и успешной
социальной адаптации.


Методика исследования
социального интеллекта Дж.Гилфорда и М.Салливена
позволяет измерять как общий уровень
социального интеллекта, так и частные
способности к пониманию поведения
(спо­собности предвидеть последствия
поведения, аде­кватно отражать
вербальную и невербальную экс­прессию
поведения, понимать логику развития
слож­ных ситуаций межличностного
взаимодействия).


Методика является
стандартизированным психоло­гическим
тестом, имеет четкий алгоритм проведения
и интерпретации и поэтому весьма проста
в исполь­зовании. Она по праву считается
одной из лучших в мировой психодиагностической
практике и может быть рекомендована в
качестве эффективного инструмента при
решении широкого круга прикладных
задач.


ISBN
5-7822-0002-2
© ГП «ИМАТОН», 1996


«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
ГАЗЕТА»
периодическое издание для
практических психологов:


- актуальные
направления отечественной и зарубежной
психологии;

- опыт применения
психологии в различных сферах общественной
практики;

- значимые события
в жизни практических психологов;

- информация об
учебных заведениях, осуществляющих
подготовку психологов разного уровня;

- семинары, тренинги,курсы в крупных психологических центрах
России;

- психологическая
литература и методики.


ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ
ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ
ПСИХОЛОГОВ:
психодиагностические
тесты, психологические методики,
компьютерные системы, фоно­граммы
аудиовоздействия и т. п.

Вся продукция
фирмы "ИМАТОН" разработана или
адаптирована ведущими специалистами
России, выполнена на высоком техническом
уровне, снабжена подробными методическими
руководствами и другими материалами,
необходимыми для ее использования.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ
СЕМИНАРЫ
в рамках про граммы
"Инструментарий практического
психолога":


- семинары по
различным направлениям психологии с
участием ведущих российских и зарубежных
специалистов;

- выездные семинары
по практической психодиагностике
(инструментарий "ИМАТОН").


Подробное описание
продукции и услуг "ИМАТОН"
представлено в КА­ТАЛОГЕ фирмы, который
будет выслан бесплатнопо Вашему
требова­нию. Газету Вы можете приобрести
в редакции или регулярно получать ее
по почте. По всем вопросам обращайтесь
по адресу:


198005, Санкт-Петербург,
Московский пр., 19,


Главный государственный
центр единства измерений,


ГП «ИМАТОН»


Телефон:
(812)
-251-4461, (812)-259-5097


Факс
(812)
-259-9091


Субтест 3


Субтест 4


1 2 3


1 2 3


1 2 3


1 2 3


1 1 2 3


1 1 2 3


1 1 2 3


1 1 2 3


2 1 2 3


2 1 2 3


2 1 2 3


2 1 2 3


3 1 2 3


3 1 2 3


3 1 2 3


3 1 2 3


4 1 2 3


4 1 2 3


4 1 2 3


4 1 2 3


5 1 2 3


5 1 2 3


5 1 2 3


5 1 2 3


6 1 2 3

Теоретические основы

Социальный интеллект – это интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации, которая объединяет и регулирует познавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов (человека как партнера по общению или группы людей). К процессам, его образующим, относятся социальная чувствительность, социальная перцепция, социальная память и социальное мышление. Иногда в литературе социальный интеллект отождествляется с одним из процессов, чаще всего с социальной перцепцией или с социальным мышлением.

Социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий, речи, а также невербального поведения (жестов, мимики) людей. Он выступает как когнитивная составляющая коммуникативных способностей личности и как профессионально важное качество для профессий типа «человек – человек» и некоторых профессий типа «человек – художественный образ». В онтогенезе социальный интеллект развивается позднее, чем эмоциональная составляющая коммуникативных способностей – эмпатия. Его формирование стимулируется началом обучения в школе, когда с увеличением круга общения у ребенка развивается чувствительность, социально-перцептивные способности, способность сопереживать другому без непосредственного восприятия его чувств, умение принимать точку зрения другого человека, отстаивать свое мнение (все это и составляет основу социального интеллекта).

Термин «социальный интеллект» был введен в психологию Э.Торндайком в 1920 году для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях».
Г.Олпорт определял социальный интеллект как особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, продукт которого – социальное приспособление, а не глубина понимания.

В отечественной психологии понятие «социальный интеллект» было введено Ю.Н.Емельяновым: «Сферу возможностей субъект-субъектного познания индивида можно назвать его социальным интеллектом, понимая под этим устойчивую, основанную на специфике мыслительных процессов, аффективного реагирования и социально¬го опыта способность понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события».

Благодаря исследованиям Дж.Гилфорда (1950–1967) термин «социальный интеллект» перешел в разряд измеряемых конструктов, то есть вошел в арсенал психологической практики.

Возможность измерения социального интеллекта выводится из общей модели структуры интеллекта Дж.Гилфорда. Он понимал социальный интеллект как систему интеллектуальных способностей, независимых от фактора общего интеллекта и связанных прежде всего с познанием поведенческой информации, которые как и общеинтеллектуальные, можно описать в пространстве трех переменных: содержание, операции, результаты. Дж.Гилфорд выделил одну операцию – познание – и сосредоточил свои исследования на познании поведения. Эта способность включает шесть факторов:

  1. Познание элементов поведения – способность выделять из контекста вербальную и невербальную экспрессию поведения.
  2. Познание классов поведения – способность распознавать общие свойства в некотором потоке экспрессивной или ситуативной информации о поведении.
  3. Познание отношений поведения – способность понимать отношения, существующие между единицами информации о поведении.
  4. Познание систем поведения – способность понимать логику развития целостных ситуаций взаимодействия людей, смысл их поведения в этих ситуациях.
  5. Познание преобразований поведения – способность понимать изменение значения сходного поведения (вербального или невербального) в разных ситуационных контекстах.
  6. Познание результатов поведения – способность предвидеть последствия поведения, исходя из имеющейся информации.

Модель Дж.Гилфорда открыла дорогу для построения тестовой батареи, диагностирующей социальный интеллект. Wedeck (1947) создал стимульный материал, содержащий слуховые и рисуночные стимулы, который позволил выделить среди факторов общего и вербального интеллекта фактор «психологической способности», послужившей прообразом социального интеллекта. Эти исследования доказали необходимость использования невербального материала для диагностики социального интеллекта. Было выявлено, что социальный интеллект значимо не коррелирует с развитием общего интеллекта и пространственных представлений, способностью к визуальному различению, оригинальностью мышления, а также способностью манипулировать с комиксами.

Презентация на тему: "Социальный интеллект, социальный граф, событийный календарь"

Социальный интеллект начинает формироваться еще в детском возрасте. Именно поэтому очень важно чтобы понятие коллектив появилось в жизни ребенка, как можно раньше. Чем больше дети общаются друг с другом, тем более адаптированными к социуму и уверенными в себе они вырастут.

Отличия социального интеллекта

Диагностика способности предвосхищать дальнейшие поступки людей на основе реальных жизненных ситуаций общения, предсказывать события. Понимание чувств, мыслей, намерений участников коммуникации.

Группы экспрессии: Понимание и интерпретация невербального поведения

Исследования социального интеллекта отечественными психологами

В отечественной психологии понятие «социальный интеллект» было рассмотрено рядом исследователей. Одной из первых этот термин описала М.И. Бобнева (1979). Она определяла его в системе социального развития личности.

Рассмотрим подробнее логику данной структуры.

Механизмом формирования личности выступает процесс социализации. Как отмечает автор, существует как минимум два толкования этого понятия. В широком смысле слова термин «социализация» используется для обозначения процесса, «в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе. Теория социализации призвана установить, под влиянием каких социальных факторов образуются те или иные особенности личности, механизм этого процесса и его последствия для общества. Из этого толкования следует, что индивидуальность не предпосылка социализации, а ее результат.

Второе, более специальное определение термина используется в социологии и социальной психологии. Социализация как процесс, обеспечивающий включение человека в ту или иную социальную группу или общность. Формирование человека как представителя данной группы, т.е. носителя ее ценностей норм установок, ориентаций и т.п., предполагает выработку у него необходимых для этого свойств и способностей.

Принимая во внимание наличие указанных значений, М.И. Бобнева отмечает, что только социализация не обеспечивает целостного формирование человека. И, далее, определяет важнейшей закономерностью процесса социального развития личности наличие в нем двух противоположных тенденций – типизация и индивидуализация. Примерами первой являются многообразные виды стереотипизации, формирования заданных группой и общих для ее членов социально-психологических свойств. Примеры второй – накопление человеком индивидуального опыта социального поведения и общения, выработка своего отношения к предписываемым ему ролям, формирование личностных норм и убеждений, систем смыслов и значений и т.д. Здесь просматривается аналогия с принципом адаптационной природы интеллекта в теории Ж. Пиаже (1994). Исходя из которого, адаптация понимается как равновесие между ассимиляцией (или усвоением данного материала существующими схемами поведения) и аккомодацией (или приспособлением этих схем к определенной ситуации).

Далее, в своем рассуждении, М.И. Бобнева останавливается на второй тенденции – индивидуализации. Она отмечает, что любой процесс развития человека, в том числе и социального, – это всегда процесс его индивидуального развития в рамках, в контексте, в условиях общества, социальной группы, социальных контактов, общения. Таким образом, формирование человека является результатом сложного сочетания процессов социализации и индивидуального социального развития личности. Последнее автор связывает с социальным научением и в качестве примера ссылается на работы Д.Б. Эльконина, который выделял две формы развития ребенка:

1) усвоение предметных знаний и навыков предметных действий и деятельности, формирование психических свойств и способностей, связанных с таким обучением и развитием и т.п.;

2) освоение ребенком социальных условий его существования, овладение в игре социальными отношениями, ролями, нормами, мотивами, оценками, одобряемыми средствами деятельности, принятыми формами поведения и отношений в коллективе.


ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Нормативные
таблицы для определения стандартных
значений

композитной
оценки в зависимости от уровня образования

(французская
адаптация теста, п=453)

Стандартные

значения
КО

Уровень

образования
I

Уровни
образования IIи
III

0

0-19

0-23

1

20-21

24-26

2

22-23

27-29

3

24-26

30-32

4

27-29

33-34

5

30-33

35-37

6

34-36

38-39

7

37-38

40-41

8

39-40

42-43

9

41-43

44-45


10

44-55

46-55

Стандартные

значения
КО

Уровень

образования
I

Уровни
образования IIи
III

0

0-19

0-23

1

20-21

24-26

2

22-23

27-29

3

24-26

30-32

4

27-29

33-34

5

30-33

35-37

6

34-36

38-39

7

37-38

40-41

8

39-40

42-43

9


3 - 5


3 - 5


2 - 4


13 - 26


3


6 - 9


6 - 9


6 - 9


5 - 8


27 - 37


4


10 - 12


10 - 12


10 - 11


9 - 11


38 - 46


5


13 - 14


13 - 15


12


12 - 14


47 -55


Интерпретация результатов


Интерпретация отдельных субтестов


После завершения процедуры обработки результатов получаются стандартные баллы по каждому субтесту, отражающие уровень развития соответствующих способностей к познанию поведения. При этом общий смысл стандартных баллов можно определить следующим образом:


1 балл - низкие способности к познанию поведения;

Лица с низкими оценками по субтесту испытывают трудности в анализе ситуаций межличностного взаимодействия и, как следствие, плохо адаптируются к разного рода взаимоотношениям между людьми (семейным, деловым, дружеским и другим).

Субтест является наиболее комплексным и информативным по общему факторному весу в структуре социального интеллекта.

Успешность выполнения субтеста положительно коррелирует с точностью, полнотой, дифференцированностью и гибкостью описания незнакомого человека по фотографии, с дифференцированностью Я-концепции, глубиной рефлексии, с принятием себя, чувством собственного достоинства, с интересом к социальным проблемам, общественной активностью, с экзаменационной успешностью.

Интерпретация композитной оценки социального интеллекта

Общий уровень развития социального интеллекта (интегрального фактора познания поведения) определяется на основе композитной оценки. Смысл композитной оценки, выраженной в стандартных баллах, можно определить следующим образом:

  • 1 балл - низкий социальный интеллект;
  • 2 балла - социальный интеллект ниже среднего (среднеслабый);
  • 3 балла - средний социальный интеллект (средневыборочная норма);
  • 4 балла - социальный интеллект выше среднего (среднесильный);
  • 5 баллов - высокий социальный интеллект.

Социальный интеллект представляет собой систему интеллектуальных способностей, определяющих адекватность понимания поведения людей. По мнению авторов методики, способности, отражающиеся на уровне композитной оценки, «вероятно, перекрывают собой традиционные понятия социальной чувствительности, эмпатии, восприятия другого и то, что можно назвать социальной интуицией». Выполняя регулирующую функцию в межличностном общении, социальный интеллект обеспечивает социальную адаптацию личности, «гладкость в отношениях с людьми».

Лица с высоким социальным интеллектом способны извлечь максимум информации о поведении людей, понимать язык невербального общения, высказывать быстрые и точные суждения о людях, успешно прогнозировать их реакции в заданных обстоятельствах, проявлять дальновидность в отношениях с другими, что способствует их успешной социальной адаптации.

Тест Гилфорда рассчитан на испытуемых всех возрастов, начиная с 9 лет. По своей структуре он состоит из 4 тетрадей. Каждая содержит по 12-15 тестовых заданий, которые предлагается решить за ограниченное время.

  • В первой тетради используются задания невербального характера. Это картинки, на которых автор ставит героя в различные ситуации и предлагает выбрать адекватный ответ из предложенных вариантов. На основании этой части теста Гилфорда определется степень адекватности реакций.
  • Второй субтест также невербального характера и основан на изображениях эмоций. Здесь испытуемому предлагается сопоставить выражения эмоций. Помогает определить уровень способностей человека к логическому обобщению.
  • В третьем субтесте задание вербального характера, предлагается найти ситуацию, при которой произнесенная фраза поменяет свой смысл. Применялся в исследованиях Гилфорда для изучения преобразований поведенческих реакций.
  • Четвертый субтест также в невербальной форме предлагает дополнить историю, в которой пропущена одна картинка. Данный тест позволяет выяснить, насколько развита способность человека воспринимать логику событий.

Мы можем сказать, что сутью социального интеллекта является наша память и способность адекватно воспроизводить нужные в данный момент эмоциональные реакции. А результатом работы этой особенности человеческого мозга и является наша цивилизация, выражающая в виде единого целого.

Наверх