» » Опросник лири интерпретация

Опросник лири интерпретация

Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири

Межличностные отношения — характеристика отношений между двумя или более людьми, при условии, что взаимодействие является взаимным.

НАЗНАЧЕНИЕ
Методика диагностики межличностных отношений создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Они названы М. Аргайлом в числе главных компонентов при анализе стиля межличностного поведения и по содержанию могут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифференциала Ч. Осгуда: оценка и сила. В многолетнем исследовании, проводимом американскими психологами под руководством Б. Бейлза, поведение члена группы оценивается по двум переменным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями: доминирование-подчинение, дружелюбие-агрессивность, эмоциональность-аналитичность.

Для представления основных социальных ориентации Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность. В свою очередь, эти секторы разделены на восемь – соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей.

Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.

Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.

Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т.е. поведения в оценке окружающих ("со стороны"), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального "Я". В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа. Разные направления диагностики позволяют определить тип личности, а также сопоставлять данные по отдельным аспектам. Например, "социальное "Я", "реальное "Я"", "мои партнеры" и т.д.

Процедура проведения

Инструкция

"Вам будут представлены суждения, касающиеся характера человека, его взаимоотношений с окружающими людьми. Внимательно прочтите каждое суждение и оцените, соответствует ли оно Вашему представлению о себе.

адаптивное поведение

0-4 балла – низкая выраженность

5-8 баллов – умеренная выраженность

экстремальное поведение

9-12 баллов – высокая выраженность

  • Экстремальная форма — ригидно твердое, бесчувственное поведение без учета ситуации, типичное преимущество для психопатов. Вызывает поведение типа: общепризнанная успешность, упрямая подозрительность, скромная робость.
  • Адаптивная форма — приемлемые проявления жестокости, резкости, когда они учитывают ситуацию.

IV. Подозрительный

  • Экстремальная форма — подозрительное, критическое поведение, отказ от социальных норм, чувство разочарования, отчуждения. Вызывает поведение типа: самоуверенная независимость, самоутверждение как соперничество, неласковая строгость.
  • Адаптивная форма — приемлемый критический подход к социальным отношениям.

. Результаты исследования по методикам самооценки и взаимооценки обрабатываются по одному и тому же принципу: сначала подсчитывают в баллах индексы по каждой тенденции с помощью нижеприведенного ключа и результаты заносят в таблицу, а потом по специальной формуле определяют показатели доминирования и дружелюбия. дружелюбие идоминированиеЦель обработки результатов – получить индексы восьми характерологических тенденций и на их основе высчитать показатели двух основных тенденций –

Формулы для подсчета показателей основных тенденций составляются из величин восьми характерологических тенденций, обозначенных римскими цифрами.

Доминирование = I – V + 0,7 * (VIII +II – IV – VI).

Для определения типа отношения к окружающим и уровня самооценки, Вам будет необходимо выбрать пункт «исследовать тип отношения к окружающим и самооценку». В таком случае, Вы должны будите ответить на 256 вопросов (пройти тест дважды подряд). В качестве результата Вам будут представлены: две психограммы (для реального и идеального «Я»), четыре цифровых индекса («Доминирование» и «Дружелюбие»), интерпретация*, уровень самооценки (рассчитывается по Спирмену).

13 - 16 – стремится быть над всеми, но одновременно в стороне от всех, самовлюбленный, расчетливый, независимый, себялюбивый. Трудности перекладывает на окружающих, сам относится к ним несколько отчужденно, хвастливый, самодовольный, заносчивый.

0 - 12 – эгоистические черты, ориентация на себя, склонность к соперничеству.

III. Агрессивный

13 - 16 – жесткий и враждебный по отношению к окружающим, резкий, жесткий, агрессивность может доходить до асоциального поведения.

9 - 12 –требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный.

0 - 8 – упрямый, упорный, настойчивый и энергичный.

IV. Подозрительный

13 - 16 – отчужденный по отношению к враждебному и злобному миру, подозрительный, обидчивый, склонный к сомнению во всем, злопамятный, постоянно на всех жалуется, всем недоволен (шизоидный тип характера).

III. 75. Откровенный

76. Часто недружелюбен

77. Озлобленный

78. Жалобщик

IV. 79. Ревнивый

80. Долго помнит обиды

81. Склонный к самобичеванию

82. Застенчивый

V. 83. Безынициативный

84. Кроткий

85. Зависимый, несамостоятельный

86. Любит подчиняться

VI. 87. Предоставляет другим принимать решения

88. Легко попадает впросак

89. Легко попадает под влияние друзей

90. Готов довериться любому

VII. 91. Благорасположен ко всем без разбору

92. Всем симпатизирует


III. Прямолинейный – агрессивный.


IV. Недоверчивый – скептический.


V. Покорный – застенчивый.


VI. 3ависимый – послушный.


VII. Сотрудничающий – конвенциальный.


VIII. Ответственный – великодушный.


Каждый плюс оценивается в 1 балл.
Таким образом, максимальная оценка
уровня - 16 баллов.


Октант I: вопросы 1-4, 33-36, 65-68,
97-100.


Октант II: вопросы 5-8, 37-40,
69-72,101-104.


Октант III: вопросы 9-12, 41-44, 73-76,
105-108.


Октант IV: вопросы 13-16, 45-48, 77-80,
109-112.


Октант V: вопросы 17-20, 49-52, 81-84,
113-116.


Октант VI: вопросы 21-24, 53-56, 85-88,
117-120.


Октант VII: вопросы 25-28, 57-60, 89-92,
121-124.


Октант VIII: вопросы 29-32, 61-64, 93-96,
125-128.

Интерпретация результатов.


Каждому из 8-ми октантов
соответствует один из следующих типов
межличностных от­ношений.

1) Властный – лидирующий
(авторитарный).


0-8 баллов. Уверенный в себе,
упорный, настойчивый, мо­жет быть
хорошим наставником и организатором.
Обладает свойствами руководителя.


9-12 баллов. Доминантный, энергичный,
успешный в де­лах, любит давать советы,
требует к себе уважения, может быть
нетерпим к критике, ему свойственна
переоценка собственных возможностей.


13-16 баллов. Властный, диктаторский,
деспотичный ха­рактер, всех поучает,
дидактический стиль высказываний, не
склонен принимать советы других,
стремится к лидерству, ко­мандованию
другими, сильная личность с чертами
деспота.

2) Независимый доминирующий.


0-8 баллов. Уверенный, независимый,
ориентированный на себя, склонный к
соперничеству.


9-12 баллов. Самодовольный,
нарциссический, с выражен­ным чувством
собственного достоинства, превосходства
над окружающими, с тенденцией иметь
особое мнение, отличное от мнения
большинства, и занимать обособленную
позицию в группе.


13-16 баллов. Стремится быть над
всеми, самовлюблен­ный, расчетливый,
держится отчужденно, заносчивый,
хва­стливый.

3) Прямолинейный – агрессивный


0-8 баллов. Упрямый, упорный,
настойчивый в достижении цели, энергичный,
непосредственный.


9-12 баллов. Требовательный,
прямолинейный, откровен­ный, строгий
и резкий в оценке других, непримиримый,
склон­ный во всем обвинять окружающих,
насмешливый, иронич­ный, раздражительный.


13-16 баллов. Чрезмерно упорный,
недружелюбный, жес­токий, враждебный
по отношению к окружающим, несдержан­ный,
вспыльчивый, агрессивный до асоциальности.

4) Недоверчивый -скептический;


0-8 баллов. Реалистичен в суждениях
и поступках, кри­тичен по отношению
к окружающим, скептик, неконформный.,


9-12 баллов. Выраженная склонность
к критицизму, разоча­рованный в людях,
замкнутый, скрытный, обидчивый, недовер­чив
к окружающим, испытывает трудности в
интерперсональных контактах из-за
подозрительности и боязни плохого
отношения, свой негативизм проявляет
в вербальной агрессии.


13-16 баллов. Отчужден по отношению
к враждебному и злобному миру, очень
подозрительный, крайне обидчив, склонен
во всем сомневаться, злопамятный,
постоянно жалу­ется на всех.

5) Пoкopный – застенчивый.

Обобщенные факторы.
У: Доминирование-подчинение
G: Доброжелательность-враждебность

Наверх