» » Пособие по обж 6 класс

Пособие по обж 6 класс

Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Смирнов А.Т., Хренников
Б.О.

А. Г. Маслов, В. В. Марков, В. Н. Латчук, М. И. Кузнецов

В данном сборнике представлен опыт педагогов МОУ СОШ №77 Ворошиловского района г. Волгограда по организации работы по профилактике ДДТТ среди обучающихся младшего и среднего звена.

Основная идея организации данного направления работы с детьми: формирование устойчивости ребенка к негативному влиянию внешней среды, воспитание законопослушного гражданина общества, привлечение к проблеме ДДТТ взрослых.

Материал, помещенный в книге, разработан опытными классными руководителями и руководителями отрядов ЮИД. Это классные часы, викторины, сценарии агитбригад.

Собранные материалы могут быть полезны не только классным руководителям, воспитателям ГПД, руководителям отрядов ЮИД, но и всем, кто интересуется разнообразными формами и методами организации внеурочной деятельности обучающихся.


Обучение правилам дорожного движения. 5-9 классы

1. Теоретическая часть: командам
предлагается разгадать кроссворд. Время для
выполнения задания – 3 мин.

Вопросы:

1. Противоядие от змеиного яда это _____ .
2. Что может образоваться на ноге, если вы
неправильно подобрали обувь для похода?
3. Изменение формы сустава называется________ .
4. При каком кровотечении наблюдается обильное
вытекание крови темно-красного цвета?
5. Как называется травма, в результате которой
происходит надрыв связок и разрыв сосудов в
суставе?
6. Нарушение целостности кости называется ______ .
7. Одна из разновидностей повязок, которая
наносится на голову.
8. Перевязочный материал.
9. Применяется для иммобилизации конечности.
10. Какое насекомое является переносчиком
энцефалита?

Ответы: 1. Сыворотка; 2. Мозоль; 3. Вывих; 4.
Венозное; 5. Растяжение; 6. Перелом; 7. Чепец; 8. Бинт;
9. Шина; 10. Клещ.

Оценка: за каждое правильное
разгаданное слово команда получает 10 баллов.

2. Практическая часть:обучающиеся
вытягивают карточку с ситуационной задачей,
объясняют правила оказания первой доврачебной
помощи судьям.

Карточка 1:

Современный комплекс проблем безопасности социального характера.

Основы здорового образа жизни

Здоровый образ жизни и его составляющие

Основные понятия  о здоровье и здоровом образе жизни.

Составляющие здорового образа жизни.

Факторы,  разрушающие здоровье

Вредные привычки и их влияние на здоровье (курение, употребление алкоголя, наркомания).

Тематическое планирование составлено  в соответствии с учебником:

Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под общ. ред. А.Т. Смирнова. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 191 с. : ил. -

Преподаваемая дисциплина: Основы безопасности жизнедеятельности

Класс: 6

Общее количество часов по учебному плану: 35 (ч).

№ темы

Дата

Тематическое планирование

Кол-во часов

Характеристика видов деятельности учащихся

Контроль

Д/З.

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (25 ч)

Раздел 1. Основы комплексной безопасности (25 ч)

Подготовка к активному отдыху на природе (6 ч)

1

 

$1         1.1.Природа и человек.

1

Объясняют необходимость сохранения окружающей природной среды.

  

2

 

$1         1.2.Ориентирование на местности.

1

 Определяют основные особенности для безопасного пребывания человека в природной среде.

  

3

 

$1         1.3.Определение своего местонахождения и направления движения на местности.

1

 Характеризуют основные способы ориентирования на местности.

  

4

 

$1         1.4.Подготовка к выходу на природу.

1

 Вырабатывают навыки работы с картой.

  

5

 

$1         1.5.Определение места для бивака и организация бивачных работ.

1

 Характеризуют порядок подготовки к выходу на природу.

  

6

 

$1         1.6.Определение необходимого снаряжения для похода.

1

Начинают вести дневник безопасности, в котором в течение года описывают различные ситуации, случающиеся с человеком в природных условиях.

  

Активный отдых на природе и безопасность (5 ч)

7

 

2.1. Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе.

1

Характеризуют общие правила безопасности во время активного отдыха на природе.

  

8

 

2.2. Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности.

1

Сравнивают основные меры безопасности при пеших походах на равнинной и горной местности.

  

9

 

2.3. Подготовка и проведение лыжных походов.

1

Объясняют, какие факторы необходимо учитывать при подготовке к лыжному походу.

  

10

 

2.4. Водные походы и обеспечение безопасности на воде.

1

Характеризуют основные особенности подготовки к водному туризму.

  

11

 

2.5. Велосипедные походы и безопасность туристов.

1

Объясняют особенности подготовки к велосипедному туризму.

Объясняют, какие существуют возрастные ограничения для юных велотуристов.

  
 

Дальний (внутренний) и выездной туризм и меры безопасности (6 ч)

12

 

3.1. Основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем (внутреннем) и выездном туризме.

1

Анализируют основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме.

  

13

 

3.2. Акклиматизация человека в различных климатических условиях.

1

Различают факторы, которые способствуют быстрой акклиматизации человека в различных климатических  условиях.

  

14

 

3.3. Акклиматизация в горной местности.

1

Характеризуют особенности акклиматизации человека в горах.

  

15

 

3.4. Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта.

1

Анализируют порядок обеспечения личной безопасности при следовании к местам отдыха различными видами транспорта.

  

16

 

3.5. Обеспечение личной безопасности на водном транспорте.

1

Составляют план своих действиях при возникновении опасных ситуаций, которые могут возникнуть при следовании речным или морским судном.

  

17

 

3.6. Обеспечение личной безопасности на воздушном транспорте.

1

Характеризуют средства безопасности, имеющиеся на борту самолёта, и запоминают правила их использования.

  

Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде (4 ч)

18

 

4.1. Автономное существование человека в природе.

1

Характеризуют виды автономного существования человека в природной среде.

  

19

 

 4.2. Добровольная автономия человека в природной среде.

1

Анализируют обстоятельства, при которых человек может попасть в условия вынужденной автономии в природной среде.

  

20

 

4.3. Вынужденная автономия человека в природной среде.

1

Объясняют правила и методы по формированию навыков для безопасного существования в природной среде.

  

21

 

4.4. Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании.

1

В дневнике безопасности формулируют качества, которыми должен обладать человек для успешного выхода из условий вынужденной автономии в природной среде.

Дают оценку действиям людей, попавших в экстремальные условия в природной среде.

  
 

Опасные ситуации в природных условиях (4 ч)

 

22

 

5.1. Опасные погодные явления.

1

Характеризуют опасные погодные явления, случающиеся в своём регионе, и анализируют их последствия.

  

23

 

5.2. Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях.

1

Запоминают диких животных и насекомых, обитающих в регионе проживания учащихся. Объясняют, какую опасность эти животные представляют при встрече с ними.

  

24

 

5.3. Укусы насекомых и защита от  них.

1

Сравнивают меры профилактики, которые могут понадобиться при встрече с опасными дикими животными и насекомыми.

  

25

 

5.4. Клещевой энцефалит и его профилактика.

1

Объясняют меры профилактики клещевого энцефалита.

  

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 ч)

Раздел 5.  Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 ч)

 

Первая помощь при неотложных состояниях (4 ч)

 

26

 

6.1. Личная гигиена и оказание первой помощи в природных условиях.

1

Характеризуют основные правила личной гигиены, которые необходимо соблюдать в походной жизни.

  

27

 

6.2. Оказание первой помощи при травмах.

1

Вырабатывают в паре навыки в оказании первой помощи в походе: при травмах, при тепловом и солнечном ударе, при отморожении и ожоге.

  

28

 

6.3. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе, отморожении и ожоге.

1

  

29

 

6.4. Оказание первой помощи при укусах змей и насекомых.

1

Сравнивают порядок по оказанию первой помощи при укусах змей и насекомых.

  

Раздел 4. Основы здорового образа жизни (6 ч)

 

Здоровье человека и факторы, на него влияющие (6 ч)

 

30

 

7.1. Здоровый образ жизни и профилактика утомления.

1

Объясняют положение о том, что здоровый образ жизни – индивидуальная система поведения человека.

  

31

 

7.2. Компьютер и его влияние на здоровье.

1

Характеризуют влияние основных неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье человека.

  

32

 

7.3. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека.

1

Характеризуют пагубное влияние на здоровье человека употребления наркотиков.

  

33

 

7.4. Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека.

1

Вырабатывают отрицательное отношение к приёму наркотиков.

  

34

 

7.5. Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека.

1

Находят в сети  Интернет и в средствах массовой информации, в книгах из библиотеки примеры заболевания наркоманией подростков и анализируют их.

  

35

 

7.6. Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ.

1

  
  

Зачётный урок

 

По итогам изучения курса ОБЖ учащиеся защищают проект.

  

№ темы

Дата

Тематическое планирование

Кол-во часов

Характеристика видов деятельности учащихся

Контроль

Д/З.

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (25 ч)

Раздел 1. Основы комплексной безопасности (25 ч)

Подготовка к активному отдыху на природе (6 ч)

1

$1         1.1.Природа и человек.

1

Объясняют необходимость сохранения окружающей природной среды.

2

$1         1.2.Ориентирование на местности.

1

 Определяют основные особенности для безопасного пребывания человека в природной среде.

  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы;
  • Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

Предметные результаты:

  • Понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
  • Знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
  • Знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • Умение оказывать первую помощь пострадавшим;

Раздел 3.Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи (9ч.)

Вопросы личной гигиены и оказания первой медицинской помощи в природных условиях. Походная аптечка. Лекарственные растения.

Оказание первой медицинской помощи при ссадинах и потертостях. Первая медицинская помощь при ушибах, вывихах, растяжениях связок.

Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах и отморожении. Первая медицинская помощь при ожогах.

Оказание первой медицинской помощи при укусе ядовитой змеи. Первая медицинская помощь при укусах насекомых.

Здоровье человека.Здоровый образ жизни и профилактика утомления. Компьютер и его влияние на здоровье. Влияние неблагоприятной окружающей среды  на здоровье человека.Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека.Влияние наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека. Профилактика употребления наркотиков и психоактивных веществ.

Личностные результаты: 

  • Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительное  и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • Формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

Метапредметные результаты:

  • Освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
  • Формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

Предметные результаты:

  • Знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • Умение оказывать первую помощь пострадавшим;
  • Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, полученной из различных источников;
  • Умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной  ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

Оглавление

Литература 201
Словарь 196
Приложение 7. Стратегия государственной антинаркотической политики
Российской Федерации до 2020 года {извлечения) 192
Приложение 6. Лекарственные и съедобные растения 190
Приложение 5. Сигналы бедствия 190
Приложение 4. Ягоды, грибы и орехи 186
Приложение 3. Основные типы укрытий 184
Приложение 2. Рассказ военного лётчика Д. Петрова с момента приземления
самолёта 179
Приложение 1. Типы костров 178Приложения 178

7.6. Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ
173
7.5. Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье
человека 168
7.4. Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека 165
7.3. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека 160
7.2. Компьютер и его влияние на здоровье 157
7.1. Здоровый образ жизни и профилактика утомления 152Раздел 4. Основы здорового образа жизни 151
Глава 7. Здоровье человека и факторы, на него влияющие 152

6.4. Оказание первой помощи при укусах змей и насекомых 148
6.3. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе, отморожении
и ожоге 142
6.2. Оказание первой помощи при травмах 138
6.1. Личная гигиена и оказание первой помощи в природных условиях
132Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни 130
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи 131
Глава 6. Первая помощь при неотложных состояниях 132

5.4. Клещевой энцефалит и его профилактика 125
5.3. Укусы насекомых и защита от них 121
5.2. Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных
условиях 115
5.1. Опасные погодные явления 108Глава 5. Опасные ситуации в природных условиях 108

4.4. Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при
автономном существовании 101
4.3. Вынужденная автономия человека в природной среде 98
4.2. Добровольная автономия человека в природной среде 94
4.1. Автономное существование человека в природе.... 91Глава 4. Обеспечение безопасности при автономном существовании
человека в природной среде 91

3.6. Обеспечение личной безопасности на воздушном транспорте 86
3.5. Обеспечение личной безопасности на водном транспорте 82
3.4. Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха
наземными видами транспорта.... 77
3.3. Акклиматизация человека в горной местности 73
3.2. Акклиматизация человека в различных климатических условиях 68
3.1. Основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека
в дальнем (внутреннем) и выездном туризме 65Глава 3. Дальний (внутренний) и выездной туризм и меры безопасности
65

2.5. Велосипедные походы и безопасность туристов .... 58
2.4. Водные походы и обеспечение безопасности на воде 51
2.3. Подготовка и проведение лыжных походов 46
2.2. Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной
местности 38
2.1. Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе
35Глава 2. Активный отдых на природе и безопасность 35

1.6. Определение необходимого снаряжения для похода 30
1.5. Определение места для бивака и организация бивачных работ 22
1.4. Подготовка к выходу на природу 19
1.3. Определение своего местонахождения и направления движения на
местности 15
1.2. Ориентирование на местности 9
1.1. Природа и человек 6Модуль 1. Основы безопасности личности, общества, государства 4
Раздел 1. Основы комплексной безопасности 5
Глава 1. Подготовка к активному отдыху на природе 6

Введение 3

А. Г. Маслов, С. К. Миронов, В. Н. Смагин

Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека. 5-11 классы

Пособие разработано в соответствии с требованиями новых государственных стандартов основного общего и среднего (полного) образования.

В него включены практические рекомендации по действиям в различных ситуациях, связанных с проявлениями терроризма (угроза взрыва, захват в заложники, обстрел, угрозы по телефону и в письменной форме), психолого-педагогические основы подготовки к таким ситуациям, советы по использованию материала в учебном процессе.

Книга адресована учителям основ безопасности жизнедеятельности общеобразовательных учреждений, а также может быть использована преподавателями других учебных заведений и в системе обязательного обучения работающего и неработающего населения действиям по защите от чрезвычайных ситуаций.


Оценка: по 2 балла за каждый правильный
ответ. Максимальная оценка 4 балла.

5. Этап «Меткий стрелок» (максимальное
количество баллов на этапе – 16)

Цель: проверить теоретические знания,
необходимые в условиях автономного
существования.

Для проведения этапа используется слайдовая
презентация (Приложение 4).Участники команды по очереди выбирают вопросы
(вопросы разноуровневые).

Примечания к работе с презентацией: выбор
вопросов происходит на слайде №2 (нужно щёлкнуть
мышью на стоимость вопроса, выбранного ребятами).
По гиперссылке открывается слайд с выбранным
вопросом. При наведении курсора на слайд выходит
правильный ответ. Чтобы вернуться опять на слайд
с вопросами, нужно щёлкнуть мышью на стрелочку
“назад” внизу текущего слайда.

Оценка этапа: на данном этапе вводим
коэффициент, т.е. количество набранных баллов
делим на 5. Например: команда набрала 25 баллов: 5 = 7
баллов, записываем в протокол.

Литература:

1. Методическое пособие: «Тематическое и
поурочное планирование по основам безопасности
жизнедеятельности», М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов и
др, изд. Астрель, Москва, 2007 г.
2. Учебник «Основы безопасности
жизнедеятельности» 6 класс, под редакцией Ю.Л.
Воробьёва, изд. Астрель, Москва, 2008 г.
3. Фотография лучника: vecherniy.kharkov.ua;
4. Рисунок мышка с нитками: www.sports.ru;
5. Рисунок клубок Ариадны: www.krupaspb.ru;
6. Рисунок Айболит: www.proshkolu.ru;
7. Фотография туристического узла:

Наверх