» » Тест опросник выявление родительского отношения к детям

Тест опросник выявление родительского отношения к детям

Тест родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин) « Психологические тесты

Шкалы: принятие/отвержение ребенка, кооперация, симбиоз, контроль, отношение к неудачам ребенка

Назначение теста

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение – это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваются при помощи опросника, составляющего основу данной методики.


- понять, как
оцениваются отношения с ребенком при
сопоставлении с другими семьями;


В ходе
диагностики фиксировались три параметра:


1) степень
взаимосвязи/взаимозависимости ребенка
и родителя;


2) интенсивность
и широта сфер совместной с ребенком
активности;


3) степень
рефлексивного отношения родителя и
ребенка к совместной жизнедеятельности.


Путем
контент-анализа в высказываниях
выделялись словесные показатели каждого
из параметров. Каждое соответствующее
слово или словосочетание оценивалось
в один балл. Итогом подсчетов стали три
показателя, которые указывают на степень
отношений в системе «родитель–ребенок».


Анализ
результатов по данной методике показал,
что семья П. может быть отнесена к группе
показателей «Повышенная моральная
ответственность/кооперация». Это
характеризуется стремлением родителей
уделять ребенку достаточно времени.
Воспитание характеризуется пониженным
вниманием к потребностям ребенка,
высокими требованиями к ребенку,
минимальностью санкций за нарушение
требований. В семье наблюдается
воспитательная неуверенность, неразвитость
родительских чувств, проекция на ребенка
собственных нежелательных качеств.
Мать стремится к воплощению в ребенке
послушания, образа социально желаемого
поведения, для нее характерна направленность
личности «на себя». Дочка при негативном
отношении к родителям как чете, ближайшему
социальному окружению, положительно
относится к бабушке/дедушке; он стремится
к уединению.


Другой важной
проблемой для нас было организовать
диагностику с Дашей, 3-х летним ребенком.
Одним из используемых диагностических
средств в этой области служит
диагностика в игровой форме. Различные
виды режиссерских, драматизирующих
игр, тесты с игрушками, построенные
на использовании марионеток, кукол
и небольших игровых предметов,
достаточно распространены в проективном
тестировании (А. Фрейд, Г.Л. Лэндред,
С. Миллер, В. Оклендер, А.С. Спиваковская
и др.).


Нами была
предложена игра «Моя семья», в которой
были смоделированы и отслеживались
реальные социальные взаимодействия:
доминирующий сюжет игры, основные
предметные предпочтения, степень
выраженности эмоционального отношения,
наличие агрессивных предметов в сюжете,
наличие намеренных конфликтных ситуаций,
реакция на окончание игры, особенности
выхода из направленных конфликтов,
характер выбора персонажей для членов
семьи.


Исследование
показало, что дошкольница выбирала
игровые стратегии, отражающие особенности
переживания своих взаимоотношений
с членами семьи: привнесение агрессии
(наступательной или защитной), протестных
либо конфликтных элементов; нивелирование
собственной активности, моделирование
подчиненного положения; защитное
приукрашивание, идеализация; эмоциональный
нейтралитет, стандартные правилосообразные
действия. В ходе проведения исследования
было показано, что диагностическая
методика направленной сюжетно-ролевой
игры «Один день из жизни семьи»
является адекватным диагностическим
средством выявления особенностей
переживания ребенком детско-родительских
отношений. Девочка в ходе игры была
заинтересована, активна, с удовольствием
говорила «как мама» и «как папа»,
показывала протестные, агрессивные
элементы. В игровых моментах были
признаки защитного приукрашивания,
идеализирование мамы, некоторое избегание
папы.


Таким образом,
анализ результатов диагностики
детско-родительских отношений в семье
П. показал следующее:


- семья может
быть отнесена к группе «социального
риска» - один из родителей безработный;
семья малообеспеченная; стиль отношений
между взрослыми неустойчивый; отношения
между взрослыми и ребенком в целом
характеризуются как принятие;


- эмоциональное
отношение к ребенку характеризуется
как отсутствие проявлений эмоционального
принятия или отвержения ребенка; взрослые
ведут себя авторитарно по отношению к
ребенку, требуют от девочки безоговорочного
послушания, задают строгие дисциплинарные
рамки;

15

16

17

Процен-тильный ранг

31

53,79

68,35

77,21

84,17

88,60

90,50

92,40

93,67

"Сырой балл"

18

19

20


18. При всем старании моего ребенка трудно научить хоро­шим манерам.


19. Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, толь­ко тогда из него вырастет хороший человек.


20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.


21. Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.


22. К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное.


23. Мой ребенок не добьется успехов в жизни.


24. Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети.


25. Я жалею своего ребенка.


26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребенок.

2. Образсоциальнойжелательностиповедения: &, 9, 21,25, 31,33,34,35,36.

3. «Симбиоз»: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

4 «Авторитарнаягиперсоциализация»:2,19,30,48,50,57,59.

5. «Маленькийнеудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

средний,

низкий

высокий

высокий,

средний,

низкий

Опека

средний,

низкий

средний,

низкий

высокий

высокий,

средний,

2 шкала

«сырой балл»0123456789
Процентильный ранг1,573,465,677,889,7712,2919,2231,1948,8280,93

52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53. Я разделяю интересы своего ребенка.

54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.

55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.

59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

60. Я не высокого мнения о способностях моего ребенка и не скры­ваю этого от него.

61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, кото­рые нравятся его родителям.

  • Низкие баллы по этой же шкале — 1-2 балла , напротив, сви­детельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает слу­чайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.

Стимульный материал

См. также

Шкала семейного окружения

III шкала

«сырой» балл
процентный ранг
4,72
19,53
39,06
57,96
74,97
86,63
92,93
95,65

IV шкала

«сырой» балл
процентный ранг
4,41
13,86
32,13
53,87
69,30
83,79
95,74

V шкала

«сырой» балл
процентный ранг
14,55
45,57
70,25
84,81
93,04
96,83
99,83
99,37

Информацию о семье могут дать и сами дети в сочинениях, рисунках «Моя семья». Причем последние показывают, какое место занимают семья, семейные отношения в структуре личности ученика, как эти отношения интерпретируются самим воспитанником.


Дата добавления: 2015-05-18; просмотров: 37; Опубликованный материал нарушает авторские права?.


Наверх