» » Личность в психологии

Личность в психологии

Личность | Мир Психологии

ЛИЧНОСТЬ

Личность(англ. personality; от лат. persona — маска актера; роль, положение; лицо, личность) - в общественных науках Личность рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения. В гуманистических философских и психологических концепциях Личность - это человек как ценность, ради которой осуществляется развитие общества (см. И. Кант). При всем многообразии подходов к пониманию Личности традиционно выделяются след. аспекты этой проблемы:

  1. многогранность феноменологии Личность, отражающая объективно существующее многообразие проявлений человека в эволюции природы, истории общества и его собственной жизни;
  2. междисциплинарный статус проблемы Л., находящейся в сфере изучения общественных и естественных наук;
  3. зависимость понимания Л. от образа человека, явно или скрыто существующего в культуре и науке на определенном этапе их развития;
  4. несовпадение проявлений индивида, Л. и индивидуальности, исследуемых в рамках относительно независимых друг от друга биогенетического, социогенетического и персоногенетического направлений современного человекознания;
  5. разведение исследовательской установки, ориентирующей специалиста на понимание развития Л. в природе и обществе, и практической установки, направленной на формирование или коррекцию Л. в соответствии с целями, заданными обществом или поставленными обратившимся к специалисту конкретным человеком.

В центре внимания представителей биогенетической ориентации находятся проблемы развития человека как индивида, обладающего определенными антропогенетическими свойствами (задатки, темперамент, биологический возраст, пол, тип телосложения, нейродинамические свойства н. с., органические побуждения, влечения, потребности и др.), которые проходят различные стадии созревания по мере реализации филогенетической программы вида в онтогенезе. В основе созревания индивида лежат приспособительные процессы организма, которые изучаются дифференциальной и возрастной психофизиологией, психогенетикой, нейропсихологией, геронтологией, психоэндокринологией и сексологией. (См. также Конституция человека.)

Черты личности (свойства личности, личностные черты) - черты и характеристики человека, описывающие его внутренние (а еще точнее - глубинные) особенности. Черты личности - это то, что нужно знать об особенностях его поведения, общения и реагирования на те или иные ситуации не конкретно сейчас, а при долговременных контактах с человеком.

Понятие личность имеет три разных понимания: самое широкое, среднее и узкое понимание.

Обобщая, можно дать следующее определение: личность – это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.

В этом и других определениях можно выделить следующий важный момент: личность развивается в результате взаимодействия человека с окружающей средой, но всегда имеет отпечаток свойств и качеств, присущих только данному человеку.

Основными чертами, характеризующими личность, являются социальность и индивидуальность, т. е. личность социальна по своей сущности и индивидуальна по способу своего существования. Индивидуальность при этом понимается как самобытный, своеобразный способ бытия конкретной личности. Она детерминирована особым жизненным путем индивида, его природными задатками, предстает как результат взаимодействия уникальных и универсальных свойств человека.

Рассмотрение человека как личности связано, прежде всего, со взглядом на человека как на единицу общества. Фундаментальным признаком, отличающим человека от животного как биологической особи, является социальность, принадлежность к социуму, обществу.

Психологическая структура личности представляет собой целостное системное образование, совокупность социально значимых свойств, качеств, позиций, отношений, алгоритмов действий и поступков человека, сложившихся прижизненно и определяющих его поведение и деятельность. Психологическую структуру личности составляют:

В биологической организации человека, в его природе заложены возможности будущего его психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря социальной наследственности - благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений.

Природные стороны человека не следует противопоставлять его социальной его сущности. Сама природа человека является продуктом не только биологической эволюции, но и продуктом истории. Биологическое в человеке нельзя понимать как наличие в нем какой-то "животной" стороны. Все природные биологические задатки человека являются человечески- ми, а не животными задатками.

Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения.

   - способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

   В таком подходе личность рассматривается как некоторое целостное ядро человека, возникающее из устойчивой взаимосвязи психических свойств личности. Это ядро обеспечивает устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям вследствие наибольшей адекватности их отражения. Такое представление плохо согласуется с распространенным пониманием слова "личность". Возможно, здесь лучше было бы подыскать иное слово.

   В классической отечественной психологии довольно много усилий было приложено для изучения целостности, единства личности. Так, например, В.Н. Мясищев вывел, что единство личности характеризуется: направленностью (доминирующие отношения: к людям, к себе, к предметам внешнего мира), общим уровнем развития (в процессе развития повышается общий уровень развития личности), структурой личности и динамикой нервно-психической реактивностью (имеется в виду не только динамика высшей нервной деятельности, но и объективная динамика условий жизни). Сегодня проблема единства личности психологов не так занимает. Наоборот, можно констатировать, что сегодня человек и его личность чаще рассматривается как весьма динамичные системы, с обилием внутренних противоречий и конфликтов.

Личность это и субъект (активное звено), а не только объект общественных отношений. Личности создатели истории, вступая в отношения с людьми, они творят ее по необходимости, а не по произволу, под воздействием общественных объективных закономерностей. Тем не менее, историческая необходимость не исключает ответственности за самобытность личности, за поведение ее перед обществом.

Понятие личности, таким образом, означает, что это человек, который является представителем определенного общества, государства и группы (половозрастной, политической, религиозной, этнической, социальной). Личность осознает свое отношение к социальной действительности и к окружающим его людям.

Слово «личность» исключительно многозначно. И в настоящее время выделяют следующие подходы к рассмотрению личности:
• антропологический — личность как родовое понятие, как индивид, представитель человеческого рода, продукт природы, биосоматическое начало (Л. Фейербах, бихевиоризм);
• социологизаторский подход — личность как объект и продукт социальных отношений, как система ролевого поведения, ее социальный статус (А. Сен-Симон, социолог Э. Дюркгейм, марксисты, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, К. К. Платонов, А. В. Петровский, И. С. Кон и др.;
• персоналистский подход — личность как некая абсолютно самостоятельная и индидуально-неповторимая целостность (прагматизм В. Джеймса, экзистенциализм М. Хайдеггера, К. Ясперса, Ж. П. Сартра, гуманистическое направление А. Маслоу, К. Роджерса, а также Б. Г. Ананьев, ленинградская школа).
• Существующее многообразие подходов к изучению личности отражает и многообразие ее дефиниций.

И. С. Кон так определяет личность: с одной стороны, она обозначает конкретного индивида (лицо) как субъекта деятельности, в единстве его индивидуальных свойств (единичное) и его социальных ролей (общее).

С другой стороны, личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и ощущения.

Характерологические проявления:

· висцеротонического типа: стабильность эмоциональных проявлений, легкость выражения чувств, глубокий сон;

· соматотонического типа: психологическая нечувствительность, отсутствие жалости.

· церебротонического типа: скрытность чувств, контроль над эмоциями, чрезмерное умственное напряжение, повышенный уровень внимания, тревожность, трудность в приобретении новых привычек, недостаточный сон, хроническая усталость, устойчивость к действию алкоголя.

Приведенные описания демонстрируют не только возможности дифференциации проявлений, соответствующих разным психическим механизмам, но одновременно указывают на недостаточную четкость (а может быть, и некорректность) такого рода дифференциации. Требуется операционализировать эти различия. Но прежде чем перейти к решению этой задачи, отметим, что одним из первых, кто осознал и четко сформулировал задачу дифференциации темпераментных, характерологических и личностных признаков, был П. Ф. Лесгафт. Кратко изложим его позицию, которая представляет интерес, прежде всего, как вариант типологизации личностных особенностей, отражающих инвариантные структуры внутригруппового взаимодействия[23].

Лесгафт пользовался тремя понятиями: темперамент, характер, тип. При этом, согласно Лесгафту, темперамент - это "степень действий и чувствований, проявляемых отдельным лицом, и распределение этого по времени, т.е. сила и быстрота проявления действий и чувствований, а также сила и быстрота развития желаний отдельного лица, степень возбудимости организма от внешних и внутренних стимулов и продолжительность его реакции на последовавшее возбуждение". Под характером он понимал "проявление воли человека, основанное на истинах, выясненных и твердо установленных разумом".

Биосоциальный уровень

(биологического больше чем
социального)

Подструктура опыта

Знания, умения, навыки привычки

Социобиологический уровень

Подструктура направленности

Убеждения, мировоззрение,
личностные смыслы, интересы

Социальный уровень

5. Потребность как
источник активности личности

Потребность понимается
как необходимость, нужда, но не всякую нужду можно назвать потребностью. Для
того, чтобы необходимость отражала потребность, она должна стать для субъекта
актуальной в данный момент, чтобы человек хотел того, что ему необходимо. Т.е.
потребность как нужда организма отражает его объективное состояние и связана с
осознанием нужды, имеет субъективную сторону. Ильин дает определение
потребности личности как «переживаемое человеком состояние внутреннего
напряжения, возникающее вследствие отражения в сознании нужды и побуждающее
психологическую активность, связанную с целеполаганием».

Потребность выступает как
источник активности человека. По источнику формирования все потребности делятся
на первичные (биологические), вторичные (социальные) и духовные. Первичные
потребности – потребности в пище, воде, температурном комфорте, сне,
сексуальные потребности. Удовлетворение этих потребностей обеспечивает
индивидуальное и видовое существование, эти потребности общие у животных и
человека. Однако биологические потребности преобразуются под влиянием жизни в
обществе, проявляются и развиваются иначе, чем у животных. В ходе развития
человеческого общества возникают и развиваются специфические человеческие (социальные
и духовные) потребности. Социальные потребности включают потребность
принадлежности к группе, в признании, в уважении и любви, самоутверждении.
Духовные потребности – это потребности в познании мира, самоуважении и
самореализации, эстетические потребности.

Маслоу обосновал
иерархическую структуру потребностей человека, выделив в ней пять уровней.

Далее данные подструктуры, которые составляют предметное содержание психологии личности, будут описываться в следующих лекциях, и раскладываться на отдельные составляющие: процессы, качества, свойства и т. д.

Наверх